Основная образовательная программа начального общего
образования (далее – ООП НОО) «МКОУ ООШ д.Горевка»
разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — Стандарт, утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286, на
основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, с учетом Федеральной
основной образовательной программы начального общего
образования, образовательных потребностей и запросов участников
образовательных отношений.
- на основе Федеральной основной образовательной
программы начального Общего образования (далее – ФООП НОО),
утвержденной Приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования»
Внесены изменения на основе:
- Приказ Минпросвещения России от 9 октября 2024 г.
N 704 «О внесении изменений. В некоторые приказы
министерства просвещения Российской федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования»
- Письмом Минпросвещения России от 01.07.2025 N 03-
1326 "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по организации
процесса обучения в первом классе в адаптационный
период (сентябрь-октябрь)"
Содержание основной образовательной программы МКОУ
«ООШ д.Горевка» отражает требования обновленных ФГОС НОО и
содержит три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел включает:
Общие положения ...........................................................................
1. Целевой раздел ............................................................................
1.1. Пояснительная записка ........................................................
1.2. Общая характеристика программы начального
образования .................................................................................
1.3. Планируемые результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования......................................
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения программы начального общего образования ...............
1.4.1. Общие положения .............................................................
1.4.2. Особенности оценки метапредметных и предметных
результатов .................................................................................
1.4.3. Организация и содержание оценочных процедур ..........
2. Содержательный раздел
2.1. Рабочие программы учебных предметов .........
Русский язык ...........................................................................
Литературное чтение ..............................................................
Английский язык ....................................................................
Математика .............................................................................
Окружающий мир ...................................................................
Основы религиозных культур и светской этики ....................
Изобразительное искусство ....................................................
Музыка ....................................................................................
Труд (технология) ..................................................................
Физическая культура ..............................................................
2.2. Программа формирования универсальных
учебных действий .......................................................................
2.2.1. Значение сформированных универсальных учебных
действий для успешного обучения и развития младшего
школьника ...............................................................................
2.2.2. Характеристика универсальных учебных
действий ..................................................................................
2.2.3. Интеграция предметных и метапредметных требований
как механизм конструирования современного процесса
образования ............................................................................
2.2.4. Место универсальных учебных действий в примерных
рабочих программах ...............................................................
2.3. Программа воспитания ......................................
2.3.1. Пояснительная записка .................................................
2.3.2. Особенности организуемого в образовательной
организации воспитательного процесса .................................
2.3.3. Виды, формы и содержание деятельности ...................
2.3.4. Основные направления самоанализа воспитательной
работы .....................................................................................
3. Организационный раздел..............................................................
3.1. Учебный план начального общего образования ..................
3.2. Календарный учебный график организации,
осуществляющей образовательную деятельность .....................
3.3. План внеурочной деятельности ...........................................
3.4. Календарный план воспитательной работы .........................
3.5. Характеристика условий реализации программы
начального общего образования в соответствии с требованиями
ФГОС .................................................
3.5.1. Кадровые условия реализации основной
образовательной программы начального общего
образования ............................................................................
3.5.2. Психолого-педагогические условия реализации
основной образовательной программы начального общего
образования ............................................................................
3.5.3 Финансово-экономические условия
реализации образовательной программы
начального общего образования ............................................
3.5.4. Информационно-методические условия реализации
программы начального общего образования .........................
3.5.5. Материально-технические условия реализации основной
образовательной программы ..................................................
Срок действия и реализации ООП
НОО- 4 года.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» начальное общее образование относится к основным
образовательным программам (наряду с образовательной программой
дошкольного образования и образовательной программой основного
общего образования, статья 12 Закона) и характеризует первый этап
школьного обучения. Образовательная программа понимается в Законе «Об
образовании в Российской Федерации», как комплекс основных
характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты)
и организационно-педагогических условий, реализация которых
обеспечивает успешность выполнения ФГОС каждого уровня образования.
Программа начального общего образования МКОУ «ООШ д.Горевка»
регламентирует образовательную деятельность образовательной
организации в единстве урочной и внеурочной деятельности, при учёте
правильного соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации программы начального общего образования
являются:
1. Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого
гражданина РФ, достигшего возраста 6,5—7 лет, на получение
качественного образования, включающего обучение, развитие и
воспитание каждого обучающегося.
2. Организация учебного процесса с учётом целей, содержания и
планируемых результатов начального общего образования, отражённых в
обновленном ФГОС НОО.
3. Создание условий для свободного развития каждого младшего
школьника с учётом его потребностей, возможностей и стремления к
самореализации; отражение в программе начального общего образования
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных
программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся или
для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и
поддержке педагогов.
4. Возможность для коллектива образовательной организации проявить
своё педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно
участвовать в создании и утверждении традиций школьного коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующихосновных задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником
целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций
и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
— достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями
здоровья (далее — дети с ОВЗ);
— обеспечение доступности получения качественного начального
общего образования;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций,
студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды;
— использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий деятельностного типа;
— предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города.
Программа начального общего образования МКОУ «ООШ д.Горевка»
учитывает следующие принципы её формирования.
Принцип учёта ФГОС НОО: программа начального общего образования
базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям,
содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной
школе: учитывается также ПООП НОО.
Принцип учёта языка обучения: с учётом условий
функционирования образовательной организации программа
характеризует право получения образования на родном языке из числа
языков народов РФ и отражает механизмы реализации данного принципа в
учебных планах, а также планах внеурочной деятельности.
Принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: программа
обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех
компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные
операции, контроль и самоконтроль).
Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных
планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных
представителей) обучающегося.
Принцип преемственности и перспективности: программа должна
обеспечивать связь и динамику в формировании знаний, умений и способов
деятельности между этапами начального образования, а также успешную
адаптацию обучающихся к обучению в основной школе, единые подходы
между их обучением и развитием на начальном и основном этапах
школьного обучения.
Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает
связь урочной и внеурочной деятельности, разработку разных мероприятий,
направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных
интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к
действительности.
Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной
деятельности по программе начального общего образования не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки,
организация всех учебных и внеучебных мероприятий должны
соответствовать требованиям действующих санитарных правил и
гигиенических нормативов.
В программе определяются основные механизмы её реализации,
наиболее целесообразные с учётом традиций коллектива образовательной
организации, потенциала педагогических кадров и контингента
обучающихся. Среди механизмов, которые возможно использовать в
начальной школе, следует отметить: организацию внеурочной
деятельности с разработкой учебных курсов, факультативов, различных
форм совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты,
интеллектуальные марафоны и т. п.). Положительные результаты даёт
привлечение к образовательной деятельности школы организаций
культуры. Эффективным механизмом реализации программ является
использование индивидуальных программ и учебных планов для
отдельных обучающихся или небольших групп.